ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ В ГОМЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
19 июня 2021 г. № 349
О Стратегии развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2022 г. № 752 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.11.2022, 5/50916) <C22200752>
Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Стратегию развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года (далее – Стратегия) (прилагается).
2. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органам учитывать положения Стратегии при подготовке:
государственных программ до 2030 года;
правовых актов, направленных на реализацию приоритетных направлений, определенных в Стратегии.
3. Определить, что Министерство образования:
обеспечивает реализацию основных направлений и приоритетов государственной политики в сфере образования и молодежной политики;
ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представляет в Совет Министров Республики Беларусь информацию о ходе выполнения Стратегии.
4. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь |
Р.Головченко |
УТВЕРЖДЕНО Постановление |
СТРАТЕГИЯ
развития государственной молодежной политики Республики Беларусь до 2030 года
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящая Стратегия является комплексным документом, закрепляющим систему официальных взглядов и подходов к совершенствованию условий для эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии Республики Беларусь до 2030 года.
Разработка настоящей Стратегии является продолжением работы по построению и развитию государственной молодежной политики, которая осуществлялась в соответствии с Государственной программой «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250, а также Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года, одобренной протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 2 мая 2017 г. № 10, решениями Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь.
Правовую базу настоящей Стратегии составляют Конституция Республики Беларусь, законодательные акты, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные нормативные правовые акты в сфере образования и молодежной политики. Настоящая Стратегия учитывает общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Республики Беларусь и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства Республики Беларусь.
При разработке настоящей Стратегии проводилось ее широкое общественное обсуждение, прежде всего среди молодежи, учитывались предложения и решения шестого Всебелорусского народного собрания, результаты исследований инвестиций в человеческий капитал, положения молодежи и состояния сферы молодежной политики. Содержание настоящей Стратегии основано на знаниях потребностей и ожиданий молодых граждан и направлено на повышение действенности, эффективности и наглядности молодежной политики.
В настоящей Стратегии определяются цели, приоритеты и инструменты государственной молодежной политики, а также параметры инвестиций в молодежные программы, проекты, молодежные общественные объединения и инфраструктуру молодежной политики.
Молодежь рассматривается как активный субъект преобразования общества, драйвер развития и лидерства страны, а также объект социализации, ценнейший ресурс экономического роста и обеспечения благосостояния поколений. Развитие самостоятельной личности молодого гражданина, формирование его позитивного мировоззрения и востребованных компетенций признается главным приоритетом.
Настоящая Стратегия:
является руководством для деятельности субъектов молодежной политики на республиканском и местном уровнях, носит межсекторальный характер, предполагает тесное межведомственное взаимодействие в реализации совместных программ, проектов и мероприятий, которые ориентированы на молодых граждан;
предусматривает меры по обеспечению обратной связи между государственными органами, государственными организациями, реализующими молодежную политику, и самой молодежью, что позволит своевременно вносить коррективы в соответствии с изменениями векторов развития, интересами и потребностями молодежи.
В настоящей Стратегии используются термины в значениях, установленных в Кодексе Республики Беларусь об образовании и Законе Республики Беларусь от 7 декабря 2009 г. № 65-З «Об основах государственной молодежной политики», а также следующие термины и их определения:
волонтерская деятельность – добровольная деятельность, осуществляемая для достижения общественно полезных целей в форме выполнения работ и (или) оказания услуг на безвозмездной основе;
молодежная инициатива – социально значимая активность, исходящая от представителей молодежи и реализуемая ими на местном, национальном, международном уровнях;
молодежное волонтерское движение – добровольная деятельность молодежи, осуществляемая на безвозмездной основе, направленная на развитие у нее чувства взаимопомощи, создание условий для реализации молодежных инициатив по поддержке различных социальных групп населения, приобщение молодежи к здоровому образу жизни, снижение рисков вовлечения ее в антиобщественное поведение, достижение иных социально значимых общественных целей;
молодежное общественное объединение – общественное объединение граждан в возрасте до 31 года (не менее двух третей от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи;
молодежное предпринимательство – предпринимательская деятельность, осуществляемая молодежью индивидуально или в составе учредителей коммерческой организации, в том числе стартапа;
молодежные совещательно-консультативные и представительские структуры (органы) – добровольные объединения молодежи, создаваемые при государственных органах и иных организациях для обеспечения реализации конституционных прав и свобод молодежи путем выработки такими структурами предложений и рекомендаций, направленных на повышение результативности принимаемых решений по вопросам государственной молодежной политики при ее формировании и реализации;
молодежный парламент – молодежная консультативная и представительская структура, формируемая при органах законодательной власти на основе избирательного принципа для реализации конституционных прав и свобод молодежи;
молодежный парламентаризм – форма участия молодежи в общественной и политической жизни государства, осуществляемая для реализации конституционных прав и свобод молодежи через деятельность молодежных консультативных и представительских структур при органах законодательной власти;
молодежный проект – скоординированная деятельность группы, состоящей в большей части из молодежи, по достижению цели в планируемый период времени, способствующая решению задач в сфере молодежной политики;
молодежный совет – молодежная консультативная и представительская структура, формируемая при органах исполнительной власти на основе принципа делегирования в ее состав представителей от административно-территориальных единиц, и (или) учреждений образования, и (или) общественных объединений для реализации конституционных прав и свобод молодежи;
неформальное образование – получение знаний, приобретение умений и совершенствование навыков в целях формирования мировоззрения и развития компетенций личности, которое происходит вне официальной системы образования, обучение на практике, в повседневной жизни, которое осуществляется через молодежные проекты и молодежные инициативы, совместную деятельность, организацию досуга.
ГЛАВА 2
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
На 1 января 2021 г. в Республике Беларусь, по данным Национального статистического комитета, количество молодежи в возрасте от 14 до 31 года составило 1 858 464 человека.
За последние годы удалось достичь ряда положительных результатов в реализации государственной молодежной политики.
В стране функционируют более 7 тыс. учреждений образования, в которых обучаются и воспитываются около 2 млн. детей, учащихся, студентов и слушателей. В системе образования занято свыше 450 тыс. работников.
С учетом запросов отраслей экономики осуществляется подготовка кадров рабочих (служащих), специалистов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического, среднего специального и высшего образования (далее – УВО).
В 2020 году из учреждений образования выпущено:
33,4 тыс. специалистов и рабочих со средним специальным образованием, из них за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов в дневной форме получения образования обучались 19,2 тыс. человек;
25,6 тыс. рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием, из них за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов в дневной форме получения образования обучались 24,1 тыс. человек.
Из числа подлежавших распределению (направлению на работу) в 2020 году место работы получили:
22,7 тыс. рабочих (служащих) с профессионально-техническим образованием, или 99,9 процента (в 2019 году – 24,4 тыс. выпускников, или 99,8 процента);
18,9 тыс. специалистов и рабочих со средним специальным образованием, или 99,5 процента (в 2019 году – 18,6 тыс. выпускников, или 99,4 процента).
В республике функционируют 42 УВО (31 университет, 9 академий, 2 института), находящихся в подчинении 12 республиканских органов государственного управления, а также 8 УВО частной формы собственности.
УВО обеспечивают подготовку специалистов по всем направлениям экономики и социальной сферы с учетом структуры и потребностей рынка труда. Подготовка кадров осуществляется по 15 профилям образования, включающим 384 специальности высшего образования I ступени и 161 специальность высшего образования II ступени.
В 2020 году выпуск специалистов с высшим образованием составил 54,6 тыс. человек (в 2019 году – 57,5 тыс. человек), в том числе из УВО государственной формы собственности – 50,8 тыс. человек, частной – 3,8 тыс. человек (в 2019 году соответственно 53,3 тыс. и 4,2 тыс. человек). Магистров выпущено 7,1 тыс. человек (в 2019 году – 7,4 тыс. человек), в том числе из УВО государственной формы собственности – 6,6 тыс. человек, частной – 0,5 тыс. человек (в 2019 году соответственно 6,9 тыс. и 0,5 тыс. человек).
Распределение проходило на места работы в организации – заказчики кадров согласно заключенным договорам и поданным заявкам на подготовку специалистов. В 2020 году из числа подлежавших распределению (направлению на работу) место работы получили:
19 248 специалистов с высшим образованием, или 99,9 процента (в 2019 году – 19 344 специалиста, или 99,9 процента), в том числе 2442 специалиста, которые обучались на условиях целевой подготовки (в 2019 году – 2216 человек);
2460 магистров, или 99,9 процента (в 2019 году – 2586 магистров, или 99,8 процента).
Выпускникам, обучавшимся за счет собственных средств в дневной форме получения образования, предложены рабочие места, оставшиеся после распределения. Все выпускники, обучающиеся за счет собственных средств и изъявившие желание получить первое рабочее место (в 2020 году – 947 человек, в 2019 году – 966 человек), получили свидетельства о направлении на работу.
На 1 января 2021 г. сеть учреждений дополнительного образования детей и молодежи представлена 278 учреждениями сферы образования, в которых обучаются более 386 тыс. учащихся. Из них 93 учреждения являются однопрофильными и 185 – многопрофильными.
Функционирует система выявления, отбора, учета и социальной поддержки одаренной и талантливой молодежи. В 2020 году решением совета специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов поощрены 1783 человека (1664 учащихся, студентов, курсантов, 119 педагогических работников), 2 студенческие научно-исследовательские лаборатории и 1 студенческий научный кружок.
В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2020 г. № 260рп «О предоставлении грантов Президента Республики Беларусь на 2021 год» на 2021 год выделено 14 грантов Президента Республики Беларусь в области образования.
Обеспечена реализация «дорожной карты» по повышению конкурентоспособности отечественного образования на мировом рынке образовательных услуг, ограничению оттока белорусской молодежи за рубеж, разработаны дополнения в эту «дорожную карту» в части создания дополнительных стимулов и условий по возращению белорусской молодежи в Республику Беларусь.
Особое внимание уделяется поддержке заинтересованности студенческой молодежи в научной деятельности. На республиканском уровне проведены открытый конкурс для назначения стипендий Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, а также открытый конкурс по назначению стипендий Президента Республики Беларусь аспирантам. На 2020 год стипендии Президента Республики Беларусь назначены 97 аспирантам, в том числе 61 аспиранту учреждений образования, подчиненных Министерству образования.
В целях адресной поддержки обучающихся, добившихся наилучших результатов в научно-исследовательской деятельности, а также создания дополнительных условий для стимулирования талантливых молодых ученых ежегодно проводился конкурс научно-исследовательских работ докторантов, аспирантов, соискателей и студентов для их выполнения за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных Министерством образования на выделение грантов. В 2020 году на грантовую поддержку 133 проектов выделено 500 тыс. рублей.
Для привлечения в научную сферу талантливой молодежи Министерством образования в 2020 году проведен XXVI Республиканский конкурс научных работ студентов, в котором приняли участие студенты и выпускники 50 УВО. На республиканский этап конкурса представлены 3904 работы, из них 583 выполнены в соавторстве. Участниками конкурса опубликовано более 8,7 тыс. статей и около 6,8 тыс. тезисов докладов, получено более 6 тыс. актов внедрения в производство и образовательный процесс, 62 документа по охране интеллектуальной собственности. Звание лауреата конкурса получили 70 научных работ, первую категорию – 856, вторую категорию – 1420, третью категорию – 900 научных работ.
Достигнуты положительные результаты в организации занятости молодежи.
Молодые люди отдают предпочтение работе в сфере услуг (более 60 процентов работающей молодежи). Наибольший удельный вес молодежи в общей численности работников отмечается по следующим видам экономической деятельности: услуги по временному проживанию и питанию, информация и связь (около 40 процентов), оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей и мотоциклов (около 30 процентов), финансовая и страховая деятельность, творчество, спорт, развлечения и отдых (более 20 процентов).
По методологии Международной организации труда уровень молодежной безработицы снизился с 7,8 процента в 2016 году до 6,5 процента в 2020 году. Одновременно отмечалось снижение численности безработной молодежи в возрасте 16–30 лет с 107,1 тыс. человек в 2016 году до 75,4 тыс. человек в 2020 году. В общей численности безработных молодежь составила 36,6 процента.
В 2020 году в составе 1729 студенческих отрядов было трудоустроено 24 773 человека, в том числе 12 552 несовершеннолетних, что составило 50,6 процента от общего количества трудоустроенных, из них 707 человек, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, и 280 человек, находящихся в социально опасном положении.
Обеспечивается деятельность Межведомственного координационного совета по развитию молодежного волонтерского движения.
Приняты меры по созданию условий для укрепления института семьи, стимулированию молодежи к созданию семей с детьми, улучшению жилищных условий молодых семей. В рамках Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы оказывалась финансовая помощь и предоставлялись льготные кредиты молодым семьям при покупке жилых помещений, в том числе при рождении ребенка.
Налажена система гражданско-патриотического воспитания молодежи.
Молодежь вовлекается в общественную деятельность через органы самоуправления, общественные объединения молодежной направленности. На 1 января 2021 г. в республике зарегистрировано 384 молодежных общественных объединения, в том числе 44 детских, что составляет 12 процентов от числа всех общественных объединений. Созданы и актуализируются республиканский и региональные реестры молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.
На постоянной основе оказывается сопровождение деятельности Общественного республиканского студенческого совета, Республиканского совета работающей молодежи. Координацию их работы, взаимодействие с молодежными и детскими общественными объединениями осуществляют Республиканский молодежный центр, республиканский союз общественных объединений «Белорусский комитет молодежных организаций».
В стране в последние годы активно развивается молодежный парламентаризм. На республиканском уровне активно осуществляют свою деятельность Республиканский координационный совет молодежных парламентов Республики Беларусь, Молодежный совет (парламент) при Национальном собрании Республики Беларусь, региональные молодежные парламенты, советы, палаты (более 44 формирований).
В целях развития интернет-контента, интересного для молодежи, начата реализация проекта по развитию молодежного Youtube-канала, Telegram-каналов («Студсовет.by», «Студент.by», «Moladz.by»).
Наращивается международное сотрудничество Республики Беларусь в сфере молодежной политики. Организована работа белорусских молодежных парламентариев в составе Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России.
Вместе с тем остается ряд нерешенных вопросов.
Требуются дальнейшее повышение качества национальной системы образования, развитие цифровой платформы и дистанционных технологий обучения.
Необходимо усилить работу по развитию системы профессиональной ориентации молодежи, повышению ее мотивации к трудовой деятельности по профессиям, востребованным на рынке труда, формированию экономической конкурентоспособности молодежи.
Существует риск оттока молодых граждан за границу.
Сохраняются недостаточный уровень политической культуры молодежи, невысокая степень ее участия в различных формах общественной жизни.
Требуется усиление гражданского и патриотического воспитания молодого поколения.
Актуальными остаются вопросы совершенствования системы поддержки талантливой и одаренной молодежи, оптимизации условий для ее реализации, а также развития системы грантовой поддержки молодежи.
Проблемой становится трансформация негативных образцов массовой культуры в модели поведения и жизненных ориентиров молодых граждан.
В молодежной среде распространены формы рискового и социально опасного поведения, недостаточно сформировано критическое отношение к здоровью и его ценности, что создает предпосылки к потере приоритетности его сохранения.
Остается проблемным вопрос о правонарушениях и преступлениях, совершаемых молодежью. Наблюдается рост антиобщественного поведения, имеются факты участия представителей молодежи в несанкционированных мероприятиях (акции, шествия, забастовки, пикеты и другое), нарушения законности и правопорядка при проведении массовых мероприятий.
Отмечаются низкая заинтересованность молодых граждан в предпринимательской деятельности и социальном предпринимательстве, отсутствие у них достаточных знаний и компетенций.
Понижен статус института брака и духовно-нравственных семейных ценностей, наблюдается психологическая неготовность молодых граждан к семейной жизни.
Возникают риски, связанные с недостаточным обеспечением информационной безопасности молодежи в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – сеть Интернет), что становится мощным инструментом манипуляции сознанием и поведением молодого поколения.
Необходима дополнительная поддержка в эффективной социализации молодых людей, находящихся в трудной жизненной ситуации в связи с инвалидностью, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, безработицей, отсутствием определенного места жительства, конфликтами и жестоким обращением в семье, асоциальным поведением и иными социальными проблемами. Эти факторы объективно нарушают жизнедеятельность молодых людей и не могут быть преодолены ими самостоятельно.
Требует решения вопрос о кадровом укреплении управленческой вертикали по работе с молодежью.
ГЛАВА 3
ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Целями Стратегии являются создание условий для востребованности молодежи в стране, усиление вовлеченности молодых граждан в реализацию государственных задач по общественно-политическому и социально-экономическому развитию Республики Беларусь.
Принципы реализации настоящей Стратегии:
привлечение молодых граждан к непосредственному участию в развитии страны, формировании и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
разработка законодательства в сфере государственной молодежной политики с использованием научного подхода, анализа и прогнозирования ситуации в молодежной среде;
взаимодействие всех субъектов государственной молодежной политики.
ГЛАВА 4
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СТРАТЕГИИ
Повышение качества национальной системы образования и подготовка квалифицированных кадров
Задачи:
реализация образовательных программ, в том числе модульных, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, отвечающих потребностям инновационной экономики, регионального рынка труда, принципам устойчивого развития;
совершенствование правил приема в учреждения образования;
повышение качества подготовки специалистов, рабочих (служащих);
создание условий для подготовки управленческих кадров новой формации.
Механизмы реализации:
модернизация нормативной правовой базы посредством принятия новой редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании;
принятие и реализация концепции цифровой трансформации системы образования;
расширение обучающих практик в системе основного и дополнительного образования, развитие цифровой платформы и дистанционных технологий обучения;
создание условий для приобретения обучающимися навыков работы на современном оборудовании при подготовке рабочих (служащих) и специалистов, в том числе для высокотехнологичных, наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств;
разработка правовых механизмов признания результатов неформального образования молодежи, в том числе полученного с использованием информационно-коммуникационных технологий;
создание системы сертификации социально-личностных и надпрофессиональных компетенций, приобретенных молодежью самостоятельно в период осуществления ею общественной и социально значимой деятельности в учреждениях образования («сертификаты достижений»);
совершенствование системы государственных гарантий получения профессии и последующего трудоустройства по ней для молодых людей с особенностями психофизического развития, а также отбывающих различные виды наказаний в исправительных учреждениях.
Гражданское и патриотическое воспитание молодежи
Задачи:
внедрение новых форм и методов реализации системы мер по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи;
повышение мотивации молодежи к прохождению службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, реализация дополнительных мер по повышению социального статуса военнослужащих и граждан, прошедших срочную военную службу, службу в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь.
Механизмы реализации:
разработка и реализация программы непрерывного воспитания детей и молодежи на пятилетний период;
разработка проекта программы патриотического воспитания молодежи в Республике Беларусь на 2022–2025 годы;
проведение научных исследований, направленных на разработку новых программ, методических подходов и технологий патриотического воспитания;
подготовка научно обоснованных учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания;
апробация и внедрение современных программ, инновационных методик и технологий в деятельность по гражданско-патриотическому воспитанию;
разработка и обеспечение функционирования интерактивной онлайн-платформы по организации патриотического воспитания молодежи;
разработка и внедрение инновационных технологий в воспитательную работу, использование воспитательного потенциала учебных предметов (дисциплин), производственной практики, наставничества;
повышение качества работы по патриотическому воспитанию молодежи;
активизация работы в учреждениях образования по патриотическому воспитанию молодежи, привитию уважения к государственности, бережному отношению к культурному наследию и традициям белорусского народа, формированию нравственных качеств и правовой культуры, развитию чувства патриотизма и любви к Родине;
широкий охват молодежи дополнительными образовательными программами, в том числе военно-патриотического, туристско-краеведческого, физкультурно-спортивного и иных профилей, через внедрение STEM-технологий, создание научных объединений, в том числе технического творчества, формирование сети инновационных лабораторий, иных объединений по интересам;
направление деятельности молодежных общественных объединений и других некоммерческих организаций на активное участие в общественно-политической жизни общества, поддержку государственной идеологии, усиление ответственности за судьбу страны и ее независимость;
участие молодежи в деятельности по сохранению историко-культурного наследия, реализации экологических программ;
совершенствование законодательства по вопросам повышения престижа срочной военной службы, службы в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, социального статуса гражданина, прошедшего срочную военную службу, службу в резерве;
включение молодежи в программы патриотического воспитания, подготовки к службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, проведение работы по увековечению памяти защитников Отечества, расширение сотрудничества с организациями ветеранов войны и труда по вопросам организации воспитательной работы среди молодежи, содействие деятельности поисковых отрядов, военно-патриотических клубов, объединений краеведческой направленности, патриотических молодежных проектов и программ;
привлечение внимания детей и молодежи к военно-историческому наследию;
углубление знаний молодых граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат Республики Беларусь и ее регионов;
развитие у подрастающего поколения чувства гордости, глубокого уважения и почитания государственных символов Республики Беларусь;
широкое использование при проведении мероприятий с молодежью процедур и церемоний патриотической направленности (поднятие флага, исполнение гимна);
содействие сохранению и развитию преемственности поколений;
активное привлечение ветеранских организаций к работе с молодежью, использование опыта, нравственного и духовного потенциала ветеранов для укрепления и развития преемственности поколений;
развитие и расширение патриотической тематики телевизионных программ, периодической печати, литературы;
создание условий для поддержки игровых и медиапрограмм, способствующих патриотическому воспитанию граждан, активное использование сети Интернет для работы с молодежной аудиторией;
взаимодействие со средствами массовой информации в области программ, направленных на формирование и развитие у молодежи чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю, гордости за историю Отечества, ответственности за собственную судьбу, содействие пропаганде позитивных молодежных образов и примеров для подражания.
Занятость молодежи
Задачи:
внедрение новых современных форм занятости молодежи;
формирование и развитие универсальных компетенций молодых кадров для их успешной профессиональной самореализации;
снижение (минимизация) молодежной безработицы;
совершенствование механизма стимулирования приема на работу молодых людей;
обеспечение защиты прав работающей молодежи;
развитие молодежного предпринимательства, в том числе в социальной сфере.
Механизмы реализации:
развитие системы прогнозирования рынка труда и создание информационно-аналитической системы рынка труда;
содействие развитию современных форм занятости молодежи, включая дистанционную работу, молодежное предпринимательство и самозанятость, а также создание высокооплачиваемых рабочих мест прежде всего в высокотехнологичном секторе и области наукоемких услуг;
разработка эффективной системы профориентации и подбора специальностей и профессий для молодых людей;
расширение практики организации временной трудовой занятости молодежи в свободное от учебы время (студенческие отряды, индивидуальное трудоустройство, предпринимательство и другое);
создание системы обучения и сопровождения на рабочих местах молодых граждан без опыта работы (развитие института наставничества в организациях различных форм собственности);
создание сети консультационных пунктов для молодежи по вопросам трудоустройства;
создание условий, в том числе безбарьерной среды, для трудоустройства молодых людей с инвалидностью;
совершенствование механизма формирования перспективного кадрового резерва посредством выявления и продвижения представителей молодежи, имеющих лидерские и организаторские качества, способных к управленческой деятельности в государственных органах и иных государственных организациях;
обучение молодежи основам финансовой грамотности, самозанятости, социального предпринимательства, правового регулирования предпринимательской деятельности, теоретическим и практическим основам осуществления предпринимательской деятельности, механизмам использования инвестиционных возможностей, правовой грамотности;
развитие системы льготного кредитования и микрокредитования для поддержки и реализации молодежных бизнес-проектов;
расширение инвестиционных механизмов и возможностей получения инвестиций на ранних стадиях развития бизнес-проектов;
реализация механизма поддержки бизнес-инициатив и малого бизнеса посредством стимулирования деятельности частных инвесторов и венчурных фондов, предоставления налоговых и иных льгот для выпускников или впервые получающих предпринимательский опыт молодых людей, развитие иных условий ведения бизнеса;
разработка мер стимулирования участия молодежи в студотрядовском движении, волонтерской и иной общественно полезной деятельности;
поддержка волонтерской деятельности и молодежного волонтерского движения;
проведение информационно-разъяснительной работы по продвижению и популяризации волонтерских ценностей, поддержке на республиканском и областных уровнях общественных объединений, занимающихся реализацией программ для добровольцев и волонтеров, установлению партнерских связей с молодежными организациями и общественными фондами, в том числе иностранными;
создание и развитие Telegram-канала волонтерского движения;
совершенствование законодательства в части поддержки и стимулирования организаций, обеспечивающих волонтерскую деятельность, а также содействующих оказанию безвозмездной помощи гражданам и предоставляющих возможность ее получения;
разработка и обеспечение реализации конкретных мероприятий по развитию волонтерского движения с максимальным вовлечением подростков и молодежи;
создание волонтерских ресурсных центров по координации работы волонтеров в регионах.
Здоровье молодежи
Задачи:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья молодежи;
профилактика кризисных состояний, психических и поведенческих расстройств у молодежи;
формирование ответственного поведения и ценностного отношения молодых людей к собственному здоровью как условию личного благополучия и здоровья будущих поколений;
обеспечение широкого вовлечения молодежи в процессы принятия экологически значимых решений, оказывающих воздействие на окружающую среду.
Механизмы реализации:
формирование положительного образа молодежи, ведущей активный, экологически дружественный и здоровый образ жизни;
совершенствование системы профилактики и раннего выявления заболеваний у молодежи;
мониторинг здоровья молодежи с выделением возрастных групп 14–16, 17–19, 20–25, 26–30 лет;
использование современных медиатехнологий и возможностей средств массовой коммуникации для популяризации и пропаганды здорового образа жизни;
обеспечение широкого вовлечения молодежи в процесс формирования здорового образа жизни, массовые занятия физической культурой и спортом;
разработка программ и проектов по формированию культуры здорового питания, труда и отдыха;
внедрение новых форм физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы среди молодежи;
создание и совершенствование системы клубной и секционной здоровьесберегающей работы по месту жительства и по месту работы молодежи, повышение степени участия органов местного самоуправления в такой работе;
разработка механизма стимулирования нанимателей по созданию условий для занятий физической культурой и спортом и охраны здоровья;
индивидуализация работы с молодежью, повышение уровня информированности молодых граждан, всесторонняя поддержка в эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
разработка программ психологической поддержки молодежи с учетом возрастных особенностей;
внедрение новых эффективных форм и методов работы по оптимизации психоэмоционального состояния, профилактики и преодоления стресса;
развитие системы реабилитации и адаптации представителей молодежи с особенностями психофизического развития и инвалидностью к независимой жизни, в том числе посредством занятий физической культурой и спортом;
развитие молодежного туризма и экскурсионной работы с молодежью в каникулярное время и во время летнего отдыха;
развитие экологического просвещения и образования, отвечающего потребностям устойчивого развития страны;
повышение информированности молодежи об экологическом состоянии окружающей среды;
создание необходимых условий для обеспечения участия молодежи, молодежных общественных объединений в принятии экологически значимых решений.
Сохранение семейных ценностей и поддержка молодой семьи
Задачи:
совершенствование системы адресной социальной и финансовой поддержки молодых семей;
повышение качества семейного досуга;
укрепление связей между поколениями;
поддержка и продвижение позитивного образа брака, семьи, осознанного и ответственного родительства, а также института усыновления;
обеспечение социально-психологической подготовки к семейной жизни и поддержки молодой семьи на различных этапах ее развития.
Механизмы реализации:
проведение мероприятий, направленных на укрепление семьи и семейных ценностей (республиканские и региональные конкурсы, творческие фестивали, семейные марафоны, спартакиады и другое);
популяризация различных форм совместного времяпрепровождения в семье;
развитие доступной инфраструктуры для семейного досуга, оздоровления и занятий спортом;
содействие улучшению жилищных условий молодых семей через развитие рынка арендного жилья, льготное индивидуальное строительство, разработку программ ипотечного кредитования;
информационная поддержка позитивного образа многодетной семьи как признанного и одобряемого института современного общества;
содействие объединению молодых семей в клубы и сетевые сообщества;
развитие молодежных инициатив по формированию ответственного отцовства;
развитие служб психологической и юридической поддержки молодой семьи, включая медиацию;
совершенствование системы поддержки молодых семей, имеющих детей с инвалидностью, для создания условий полноценной жизни;
развитие сети антикризисных центров для молодых людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
совершенствование системы межведомственного и общественного взаимодействия по защите прав и интересов детей-сирот и детей, находящихся в социально опасном положении.
Молодежь в общественно-политической жизни страны
Задачи:
внедрение инновационных форм и методов решения актуальных проблем молодежи с участием самой молодежи;
повышение степени участия молодежи в решении проблем на местном и республиканском уровнях;
совершенствование механизмов взаимодействия общественного и государственного секторов в сфере работы с молодежью;
стимулирование участия молодежи в деятельности молодежных консультативных и представительских структур;
поддержка молодежных движений, объединений и молодежных лидеров;
повышение уровня политической культуры молодежи;
совершенствование системы отбора и карьерного продвижения молодежи.
Механизмы реализации:
повышение степени участия молодежи в общественно-политической жизни страны, особенно в малых городах и сельской местности, вовлечение креативной молодежи в процесс принятия управленческих решений, в том числе через формирование резерва молодых руководящих кадров, работу с молодежными лидерами;
привлечение молодежи к разработке и реализации молодежной политики посредством участия в рабочих группах, комитетах, консультациях, совместной подготовки документов и принятия решений, установления стратегических партнерских связей;
поддержка деятельности молодежных совещательно-консультативных и представительских структур (органов), обеспечение правового регулирования их деятельности, обязательного участия представителей таких структур в разработке проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы молодежи;
создание условий для развития и внедрения практики молодежного самоуправления, самоорганизации в рамках студенческих и трудовых коллективов, совершенствование механизмов работы органов самоуправления молодежи;
диверсификация институтов молодежного самоуправления, увеличение количества молодежи, осознанно участвующей в общественно-политической и социально значимой деятельности в местном сообществе и на уровне страны;
совершенствование законодательства по развитию ученического и студенческого самоуправления;
поддержка активного участия молодежи в местном самоуправлении;
разработка проекта типового положения о деятельности студенческого самоуправления в учреждениях высшего образования Республики Беларусь;
поощрение молодежных инициатив через республиканские конкурсы на выявление лучших практик молодежной управленческой инициативы;
выявление и развитие лидерских качеств молодежи;
разработка программ по выявлению лидеров в молодежной среде и обучению, направленному на формирование их лидерских, организаторских, коммуникативных способностей, умений и навыков;
создание единого республиканского кадрового реестра для государственных органов и организаций из числа активных участников детских и молодежных общественных объединений, молодежных консультативных структур, волонтерского движения;
реализация проектов по выявлению лидеров из числа студенческой молодежи и задействованию их потенциала через проектную деятельность в решении социально-экономических вопросов развития регионов;
разработка системы сертификации, учета и признания волонтерского опыта молодежи.
Молодежные общественные объединения
Задача – использование потенциала молодежных формирований в сфере молодежной политики.
Механизмы реализации:
совершенствование законодательства о поддержке деятельности детских и молодежных общественных объединений;
развитие партнерства молодежных и детских общественных объединений с государством, их активное вовлечение в разработку и реализацию государственной молодежной политики, в том числе выработку и реализацию управленческих решений;
распространение успешных практик работы общественных объединений с молодежью;
расширение деятельности молодежных общественных объединений в информационном пространстве;
поддержка молодежных общественных объединений, в том числе выделение финансирования на реализацию проектов (программ) в области государственной молодежной политики;
поддержка на региональном уровне современных молодежных общественных объединений и субкультур конструктивного содержания;
стимулирование деятельности местных молодежных общественных объединений;
разработка и внедрение системы «малых» грантов по поддержке инициатив молодежных общественных объединений;
оказание научно-методической поддержки в подготовке стратегии развития общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи» (далее – ОО «БРСМ»);
определение приоритетных направлений деятельности ОО «БРСМ», в том числе связанных с работой с молодыми гражданами, не являющимися членами данного объединения;
усиление роли первичных организаций ОО «БРСМ», в том числе участие в решении вопросов предоставления обучающимся мест в общежитиях, назначения стипендий, занятости и организации досуга, соблюдения правил внутреннего распорядка, иных вопросов.
Творческий и научный потенциал молодежи
Задачи:
создание условий для раскрытия творческого и научного потенциала молодежи;
усиление роли молодежи в деятельности по сохранению исторической памяти, историко-культурного наследия и традиций Беларуси.
Механизмы реализации:
развитие системы стимулирования и поддержки одаренной и талантливой молодежи, молодежных инициатив, оптимизация условий для реализации ее творческого потенциала путем получения грантов в сфере культуры и искусства;
внедрение новых инструментов (в том числе автоматизированной информационно-аналитической системы сбора, хранения, обработки и анализа данных) для раннего выявления, эффективного развития, обучения, поддержки и служебного продвижения научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи в системах формального и неформального образования;
поддержка и сопровождение деятельности советов молодых ученых;
совершенствование системы информирования молодежи об актуальных возможностях в сфере культуры и искусства;
развитие доступной социально-культурной инфраструктуры и создание равных условий для творческой реализации молодежи, особенно в сельской местности;
проведение региональных культурных мероприятий (фестивалей, праздников народного творчества), направленных на популяризацию местных этнокультурных традиций (аутентичного фольклора, национальной кухни);
проведение мероприятий, популяризирующих белорусскую культуру и искусство среди молодежи;
разработка совместно с молодежью новых туристических программ по культурно-познавательному молодежному туризму;
совершенствование механизма коммерциализации результатов молодежного творчества.
Правовое воспитание молодежи
Задачи:
развитие правовой культуры молодежи и обеспечение комплексного подхода к повышению ее уровня;
формирование правовой компетенции молодежи, выраженной в знании правовых норм, умении их применять, внутренней потребности соблюдать требования актов законодательства;
обеспечение правовой защищенности молодежи и совершенствование условий по реализации ее законных прав;
развитие информационно-правового пространства, повышение информированности и осведомленности молодежи об источниках получения достоверной правовой информации.
Механизмы реализации:
выполнение плана мероприятий по правовому просвещению граждан в 2021–2025 годах, установленного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 февраля 2021 г. № 107;
совершенствование нормативных правовых актов, методического обеспечения по вопросам правового воспитания и профилактики противоправного поведения молодежи;
повышение качества работы по правовому информированию и формированию правовой культуры молодежи на основе современных информационных, коммуникационных и медиатехнологий;
развитие системы оказания молодым гражданам юридических консультаций по актуальным вопросам жизнедеятельности, проведение иных целевых мероприятий на базе публичных центров правовой информации;
расширение обучающих практик, методов и форм профилактики правонарушений среди молодежи;
организация информационно-правового обеспечения учреждений образования и субъектов инфраструктуры молодежной политики государственными информационно-правовыми ресурсами, гарантирующими доступ к актуальной правовой информации;
вовлечение молодежи в публичные обсуждения проектов нормативных правовых актов и иные правовые коммуникации по вопросам совершенствования законодательства на сайте «Правовой форум Беларуси», повышение ее активности в принятии социально значимых решений;
развитие Детского правового сайта как государственного специализированного ресурса правовой направленности, иных тематических онлайн-платформ для формирования качественного правового интернет-контента;
разработка и осуществление обучающих и информационных мероприятий, направленных на повышение уровня правового сознания молодежи с использованием государственных информационно-правовых ресурсов;
проведение обучающих, информационных и иных мероприятий, направленных на правовое просвещение молодых граждан, по вопросам функционирования государственной системы правовой информации Республики Беларусь, государственных информационно-правовых ресурсов;
разработка и внедрение образовательных программ, в том числе в сфере неформального образования, направленных на обучение молодежи основам правовой грамотности;
обеспечение издания популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для молодежи;
содействие правовому самообразованию молодежи.
Безопасность молодежи
Задачи:
увеличение численности молодежи, вовлеченной в продуктивную деятельность;
развитие на государственном уровне системы по защите молодежи от насилия и внешних угроз с координацией усилий учреждений образования, семьи, правоохранительных органов, общественных объединений, организаций здравоохранения и других;
создание условий жизнедеятельности, максимально снижающих риск вовлечения молодежи в совершение правонарушений и иных отклоняющихся от социальных норм действий;
снижение уровня криминализации молодежной среды, в том числе для всех видов преступлений, совершенных молодыми людьми;
профилактика экстремизма и радикализма;
формирование критического мышления молодежи;
создание безопасной среды для молодежи, в том числе молодых граждан с особыми потребностями, их активное включение во все сферы жизни общества;
совершенствование и усиление практико-ориентированности образовательных программ, направленных на формирование у молодежи культуры безопасности жизнедеятельности.
Механизмы реализации:
совершенствование нормативных правовых актов, методического обеспечения по вопросам профилактики противоправного поведения;
обеспечение комплексного подхода к профилактике правонарушений среди молодежи;
организация мониторинга молодежных правонарушений для разработки эффективных мер профилактики;
активное привлечение общественных объединений, волонтерских организаций для реализации проектов и программ, направленных на профилактику правонарушений и преступлений, формирование безопасной среды;
поддержка волонтерской деятельности молодежи, направленной на работу с правонарушениями несовершеннолетних;
реализация эффективных механизмов обеспечения социальной безопасности молодежи, в том числе через поддержку молодых граждан с особыми потребностями, повсеместное создание безбарьерной среды, внедрение новых форм социальной адаптации;
совершенствование механизмов предупреждения и выявления уголовно наказуемых деяний, совершаемых в сфере киберпреступлений, незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, прекурсоров и их аналогов;
оказание своевременного корректирующего воздействия на молодых граждан, совершивших правонарушения и преступления, особенно впервые, с вовлечением всех субъектов профилактики;
обеспечение юридической поддержки молодым гражданам, совершившим правонарушения;
преодоление правового нигилизма.
Информационное поле работы с молодежью
Задачи:
широкое использование ресурсов средств массовой информации, сети Интернет для популяризации разрабатываемых мер молодежной политики, информирования о создаваемых для молодежи условиях и предоставляемых возможностях;
повышение у молодежи доверия к государственным средствам массовой информации и интернет-ресурсам посредством повышения качества и эффективности их деятельности на основе цифровой трансформации и внедрения современных медиатехнологий.
Механизмы реализации:
усиление воспитания подрастающего поколения путем реализации программ обучения молодежи правилам безопасного поведения в сети Интернет, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность;
разработка комплекса мер по расширению информационно-консалтинговой помощи, обеспечению доступности информации о создаваемых для молодежи условиях и предоставляемых возможностях, в том числе посредством широкого использования социальных сетей, мессенджеров;
разработка и реализация программ, направленных на формирование медийной грамотности молодежи;
разработка единых информационных молодежных ресурсов, платформ с учетом интересов и потребностей молодежи;
функционирование на постоянной основе популярных и доступных для молодежи интернет-ресурсов;
популяризация и поддержка общественно значимых молодежных проектов и молодежных инициатив в средствах массовой информации и сети Интернет;
системная работа в социальных сетях и мессенджерах;
привлечение для работы в информационном поле компетентных специалистов (блогеров, формирующих мнение в молодежной среде) путем создания для них оптимальных условий работы.
Управление в сфере государственной молодежной политики
Задачи:
повышение статуса государственной молодежной политики;
укрепление кадрового потенциала специалистов, работающих с молодежью.
Механизмы реализации:
создание четкой вертикали управления работой с молодежью;
преобразование в регионах структуры управлений по делам молодежи в самостоятельные структуры с исключением несвойственных им функций;
увеличение штатной численности специалистов, реализующих государственную молодежную политику;
поддержка молодых специалистов по работе с молодежью;
создание целостной системы организации работы с трудящейся молодежью, в том числе посредством введения должности служащего «Специалист по работе с молодежью» в организациях с численностью более 100 (для сельской местности) и более 300 (для городов) работников в возрасте до 31 года;
совершенствование системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью, лидеров молодежных и детских общественных объединений;
разработка научно-методического сопровождения деятельности специалистов по работе с молодежью, молодежных и детских общественных объединений и иных субъектов государственной молодежной политики;
расширение инфраструктуры молодежной политики (создание молодежных и ресурсных центров);
увеличение на республиканском и местном уровнях финансирования на реализацию основных направлений государственной молодежной политики;
предоставление на безвозмездной основе неиспользуемых помещений коммунальной собственности для организации досуга молодежи, в том числе для проведения культурных, спортивных и иных социально значимых мероприятий.
ГЛАВА 5
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Результатами работы с молодежью станут:
повышение уровня гражданственности и патриотизма молодежи;
функционирование эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, основанной на современных моделях коммуникации и отвечающей задачам развития страны;
повышение эффективности деятельности консультативно-совещательных органов всех уровней по вопросам молодежной политики;
увеличение количества научно-ориентированной, талантливой и одаренной молодежи, вовлеченной в управленческую, научную и инновационную деятельность;
увеличение доли участия молодежи в различных формах общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни;
увеличение доли молодежи, занимающей руководящие должности в различных секторах экономики (из числа лиц, состоящих в кадровом резерве);
увеличение количества молодых граждан, участвующих в деятельности детских и молодежных общественных объединений, органов самоуправления, молодежных структур при органах исполнительной и законодательной власти;
увеличение числа молодых граждан, вовлеченных в волонтерскую деятельность, и повышение качества оказания волонтерских услуг;
повышение качества профессиональной подготовки обучающейся молодежи и показателей ее трудоустраиваемости, обеспеченности отраслей экономики и социальной сферы высокопрофессиональными специалистами;
снижение уровня безработицы среди молодежи;
увеличение количества молодежных бизнес-проектов, в том числе инновационных, повышение предпринимательской инициативы молодежи;
готовность молодых граждан к защите Отечества, укрепление престижа срочной военной службы, службы в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, а также срочной военной службы в других войсках и воинских формированиях, повышение социального статуса гражданина, прошедшего воинскую службу;
повышение у молодежи культуры безопасности жизнедеятельности;
повышение уровня культуры здорового образа жизни и ответственности молодежи за сохранение и укрепление своего здоровья;
уменьшение количества молодых граждан с социально опасными формами поведения;
увеличение количества молодежи, обладающей критическим мышлением, позволяющим противостоять деструктивным информационно-психологическим воздействиям.
Главным результатом реализации настоящей Стратегии станет увеличение доли молодежи, занятой в различных формах общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни (до 90 процентов к 2030 году), обладающей творческим и проектным мышлением, коммуникативными навыками, предпринимательскими умениями, имеющей сформированное целостное мировоззрение с устойчивыми ценностными ориентирами.
ГЛАВА 6
МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
Инструментами реализации настоящей Стратегии являются государственные программы, программы деятельности Правительства Республики Беларусь, программы развития отраслей и регионов на пятилетний период, акты законодательства, регулирующие деятельность в сфере молодежной политики, а также ежегодные планы мероприятий.
Реализация настоящей Стратегии осуществляется республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, региональными органами исполнительной власти в рамках их компетенции, молодежными общественными объединениями, иными заинтересованными.
Координацию деятельности по реализации настоящей Стратегии осуществляет Министерство образования как республиканский орган государственного управления, ответственный за реализацию государственной молодежной политики, при участии органов исполнительной власти, осуществляющих функции управления в данной сфере.
Научное сопровождение настоящей Стратегии осуществляется путем:
проведения фундаментальных и прикладных исследований, в том числе международных, направленных на решение актуальных социально значимых проблем в соответствии с приоритетами настоящей Стратегии;
расширения практики проведения социологических исследований и мониторингов положения молодежи в Республике Беларусь.
Оценка эффективности реализации настоящей Стратегии проводится в рамках государственных и иных программ, регулирующих деятельность в сфере молодежной политики, на основании социологических исследований положения молодежи, аналитического изучения статистических данных, оценки эффективности работы государственных органов и государственных организаций, индекса эффективности реализации государственной молодежной политики. Состав индекса эффективности реализации государственной молодежной политики, а также сроки его расчета определяются Министерством образования.
Источник: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100349 – Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь